Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Свердловская область, Ирбитский район, п. Зайково, ул. Гагарина, д. 4
Телефон (факс): +7 (34355) 3-45-92
Главная / Мы советуем / Учитель-логопед

Учитель-логопед

 

 

Зачем ребенку нужен логопед?

Логопед — специалист, занимающийся развитием и коррекцией речи (устной и письменной).

Логопед проводит диагностику уровня речевого развития ребенка, исправляет дефекты произношения, помогает обогатить словарный запас, развивает грамматику и умение составлять связный рассказ.

 

Когда стоит обратиться к логопеду?

Речь — одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребенка.

  1. Родителям стоит задуматься, если ребенок в 2.5-3 года не говорит или мало говорит.
  2. Если речь ребенка 3-6 (7) лет мало понятна окружающим.
  3. Искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.
  4. Количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребенка. Низкий темп наращивания активного словарного запаса (то, что ребенок самостоятельно называет). В речи ребенка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.
  5. Слова в самостоятельной речи ребенка не связаны грамматически между собой. Например: «Много коробков стит на полу» и т.п.
  6. Ребенок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребенка.
  7. При прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, а также ответить на вопросы содержательного характера.
  8. В старшем возрасте — трудности с определением последовательности слогов, звуков в слове, запоминанием букв, в результате чего ребенок испытывает трудности при обучении грамоте.

Итак, самое главное — вовремя обратиться на прием к логопеду, чтобы выяснить основные направления по развитию и коррекции речевого развития ребенка.

 

Чем вам может помочь логопед?

Речь является одной из важнейших коммуникативных функций. Нарушения речи бывают разные, от простых до тяжелых, от физиологических, связанных с возрастными особенностями, до стойких, требующих срочной коррекции. Разобраться во всем этом может помочь логопед.

  1. Коррекция звукопроизношения — самый распространенный вид работы логопеда.

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными причинами:

  • возрастными нарушениями (самостоятельно проходят);
  • дефектами строения челюсти, мягкого и твердого неба;
  • массивной или короткой уздечкой; неправильным расположением зубов;
  • недостаточностью работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:

  • подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
  • этапа появления звука (постановка звука);
  • этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).
  1. Развитие фонематического восприятия

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи — фонемы. Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

  1. Расширение словаря и формирование грамматического строя речи.

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3–4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5–2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки). Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

  1. Работа над умением составлять рассказы, пересказы.
  2. Обучение ребенка грамоте, чтению и письму.
  3. Исправление нарушения чтения, письма — дислексии и дисграфии.
  4. Формирование слоговой структуры слова.Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.

В возрасте 4–5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

  1. Растягивание укороченной подъязычной уздечки.

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков [Л и Р].

Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

Советы логопеда при выполнении рекомендаций дома

  1. Выполнять задания, рекомендованные логопедом, нужно регулярно, систематически. Обычно, логопед советует повторить то, чем с ребенком занимались на занятиях по развитию речи в детском саду. Регулярность в выполнении приведет к наилучшим результатам в коррекции и развитии речи.
  2. Занятиям необходимо уделять 10-20 минут в день, все зависит от возраста и возможностей ребенка.
  3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому желательно наличие рабочего места. Мебель должна быть подобрана по возрасту. Световой режим также нужно соблюдать.
  4. Артикуляционная гимнастика выполняется ребенком перед зеркалом в течение 10 минут. Ее необходимость заключается в активизации мышц артикуляционного аппарата, что важно при работе над звукопроизношением.
  5. Кроме того, можно в книжном магазине приобрести тетради, содержание которых направлено на закрепление правильного навыка произношения того или иного звука. В них представлен речевой и иллюстративный материал.

 

Самые главные помощники для логопеда — заботливые и внимательные родители!

 

 Ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье».Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей.Этот пагубный фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

 

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
  3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

 

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.  

 

Здесь собраны обучающие и развивающие компьютерные игры и флеш-игры для дошкольников и младших школьников, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – все то, что способствует успешному обучению ребенка в школе.

Страница создана: 28 ноября 2018 в 02:25. Последнее редактрование: 4 августа 2022 в 13:20
На сайте zaykovsad1.uoirbitmo.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы